Доброго времени суток!

Этот блог посвящён ролевым играм.
Если какие-то из текстов вам понравились, или вызвали ваше недовольство — оставляйте ваши комментарии.
Если вдруг ваш текст оказался здесь без указания авторства, сообщите это, и я исправлю свою ошибку.
Если нахождение вашего текста здесь вам неугодно/невыгодно/мешает, сообщите это в комментарии и я удалю его.
Приятного чтения!

среда, 9 января 2013 г.

Видеообзор в обычной квартире. Часть 2

Дисклеймер: этот пост — вторая часть ответа на вопрос, заданный Evilcat здесь. Первая часть лежит вот здесь. Это черновик, и я могу ошибаться, или неясно выражаться. Если вы не знаете, или не понимаете, но хотите понять — пожалуйста, задавайте вопросы. Если вы знаете лучше чем я — пожалуйста, уточняйте и поправляйте. Спасибо.






2. Съёмка

2.1 Сожженные мосты

Самое главное, что стоит помнить про начало собственно съемок — это то, что с этого момента все свободное творчество заканчивается. Вы множество раз обдумали, что и как вы хотите сделать. Те изменения, которые будут внесены в проект после начала съемок, должны затрагивать технические решения.

Разумеется, всегда бывает, что хорошая мысль приходит в голову поздно, что только начав делать что-то, вы наконец понимаете, как именно это нужно делать. Все бывает. Однако если вы постоянно будете вносить изменения в идею проекта, наверняка вам придется не раз и не два переделывать все с нуля. Поэтому лучше договориться о том, что когда вы начинаете снимать «начисто», все творческие задачи к этому моменту уже должны быть решены, и дальше решаются только задачи технические. Все светлые мысли, пришедшие в голову, стоит записать и оставить на будущее.

Когда вы приступаете к съемкам, вы должны уже четко представлять, что хотите снять. Более того, если вас несколько, то вы все должны уверенно знать, что делать. Если у вас еще нет написанного сценария — лучше собраться всем вместе и написать его, вместо того, чтобы постоянно придумывать, что делать дальше. Если у вас еще нет режиссера, выберите одного из вас, того, кто возьмет на себя принятие всех ключевых решений на съемочной площадке.

Если в процессе съемок оператор начинает спорить с осветителем или ведущим, как будет лучше — это верный признак того, что вряд ли получится что-то хорошее. Режиссер — главный человек на съемочной площадке, который имеет право решать, что хорошо и что плохо, он координирует работу всех остальных и в итоге отвечает за то, чтобы работа коллектива не пропала даром.

Сами понимаете, что кого угодно не стоит выбирать режиссером.

2.2 Организация

Лучше всего выделить для съемок отдельный день. Это тем более справедливо, когда вы работаете в команде и/или когда вы учитесь (а мы ведь учимся). Все участники съемочного процесса должны быть свободны от прочих задач, помещение, выбранное для съемок, должно быть доступно, и свободно от посторонних.

Зачем для десяти минут съемок понадобилось жертвовать целым днем?

Во-первых, если у вас нет опыта, вы вряд ли точно знаете, за сколько сможете развернуть свое оборудование, поставить свет и декорации, если вы их используете, и приступить к съемкам. Ведущему потребуется максимально сконцентрироваться на том, что как он будет вести нашу программу, и сделать несколько хороших дублей. Кроме того, всегда может случиться что-то неожиданное: сбой программы, неполадки электроники, или очередной конец света. Когда ко всему этому добавляются еще и сжатые временные рамки, снимать становится сложней многократно.

Во-вторых, не все люди на планете Земля обладают талантом делать все сразу идеально. Вам потребуется записать несколько дублей, и чем сложней вы поставили перед собой задачу — съемка нескольких планов, съемка на несколько камер одновременно, съемка более чем одного ведущего и т. п. — тем больше дублей вам потребуется. Даже если вы решили пойти по самому простому пути, я порекомендовал бы записать больше одного дубля — ко второму прогону «человеческий фактор» разогревается, лучше понимает что надо сделать, и, как правило, второй или третий дубль получаются лучше второго.

Уважаемый ведущий! В начале каждого дубля, после команды режиссера, если таковой у вас будет, помолчите несколько секунд — это даст монтажеру ту паузу, за которую он сможет зацепиться при сборе финального ролика. Затем улыбнитесь и поздоровайтесь со зрителями. Да, это звучит само собой разумеющимся, однако очень часто начинающие ведущие, волнуясь, забывают это сделать.

Вообще, любой план, любой дубль хорошо «обрамлять» несколькими «техническими» секундами записи с начала и с конца, это позволит монтажёру лучше ориентироваться в том, где у них начало и конец, а также позволит более чисто монтировать планы друг с другом, используя эти технические кадры. Последние, удачные варианты удобно также отмечать «отмашками» в конце. Проведите рукой перед камерой, покажите лист бумаги, щёлкните импровизированной хлопушкой — и монтажёр будет знать, что именно этот дубль получился особенно хорош, даже не особо подробно просматривая отснятый материал.

Очень часто первый дубль является последней тренировкой. Ведущий проговаривает текст перед работающей камерой, и понимает, какие слова и предложения в тексте вызывают у него проблемы, в каких местах нужно особо сосредоточиться. Если ошибка повторяется из дубля в дубль, возможно, проще будет переписать текст.

Много дублей означают также больше материала для сборки программы: порой на монтаже начало берется из второго дубля, конец из первого, а середина — из четвертого или пятого. Однако не переусердствуйте: если вы чувствуете усталость, лучше прерваться, отдохнуть, обсудить, что получилось, а что надо исправить, и попробовать снова. Также, если вы чувствуете, что с каждым новым дублем результат становится только хуже, не мучайте себя. Более четырех-пяти дублей вряд ли имеет смысл делать в любом случае, а в идеале можно ограничиться двумя-тремя, чтобы выбрать самый удачный.

Не удивляйтесь и не огорчайтесь, если из получаса или часа отснятого за полдня материала вы взяли только несколько минут. Если это действительно лучшие отснятые минуты из всего, что было сделано — значит, все это было сделано не зря.

В-третьих, располагая целым днем, вы сможете не спеша сделать все, что запланировано, и наверняка, если все пройдет, как запланировано, у вас останется время обсудить работу и поделиться впечатлениями за чаем с плюшками.

2.3 Подсъем

Подсъёмом называют съёмку каких-либо предметов, видов или даже людей. Она не всегда напрямую связана с темой видеопрограммы, но может использоваться в качестве предметных или отвлечённых иллюстраций. Чаще всего все съемочные работы удобней проводить в тот же день, чтобы не собираться несколько раз для того, чтобы записывать по пять-десять минут. Разумеется, решить, что и как вы будете снимать, лучше заранее.

Оцените, насколько сложны и детализированы объекты съёмки. Например, обычные игровые кубики просто распознать, и потому им можно посвятить немного экранного времени. Обычному зрителю хватит трех секунд, чтобы понять про них почти все. Другое дело — кубики, украшенные тонкой гравировкой, стилизованные под определенную игру, иными словами, «штучный товар», который хочется рассматривать. Подобные вещи стоит снять более подробно, с разных ракурсов.

Разумеется, движение в кадре привлекает больше внимания, чем неподвижные картинки. Используйте это. Листайте книги. Бросайте дайсы. Выставьте небольшую сценку из миниатюрок и снимите её — а потом прямо в кадре добавьте или уберите одну из фигурок. Даже статичные планы можно украсить, медленно наезжая или отъезжая от них камерой (т.е. приближаясь или удаляясь от объектов), или пройдясь по ним панорамой (перемещая камеру вертикально или горизонтально, захватывая объективом все новые элементы одной большой композиции).

Небольшой совет — перед тем, как начинать движение в кадре, пропишите три-пять секунд неподвижного начального плана, а закончив движение, подержите столько же конечный план — монтажер скажет вам за это спасибо. Если вы хотите получить трехсекундный план — снимите пять-шесть секунд. Если вы не знаете, сколько объект должен быть в кадре — лучше снять больше. Вы всегда сможете удалить лишний материал, или использовать его в ваших следующих роликах, если такие будут.

Не забывайте, зачем вы все это делаете. Засняв листающиеся страницы книги, не забудьте взять планы нескольких разворотов и обложки — не зрч же вы снимаете именно эту книгу! Движение в кадре не должно быть ни слишком медленным, ни слишком быстрым. В первом случае его не будет видно, во втором — не будет видно ничего, кроме движения.

Не стесняйтесь импровизировать. Наверняка при подсъеме у все участников процесса появятся идеи того, как можно красиво подснять объекты. Обсудите их, выберите самые удачные или попробуйте все. В конце концов, это весело.

2.4 После съемок

Естественно, при откровенных накладках и ошибках вы сами поймете, когда надо осановиться и попробовать снова. Однако лучше всего оценивать результат именно в записи. После того, как вы закончили записывать видео, просмотрите его. Может быть то, что показалось удачным дублем, в записи будет выглядеть не очень хорошо, или наоборот — ошибка, которая, как казалось, испортила все, может быть легко исправлена на монтаже, или вовсе незаметна.

Это будет особенно полезно, если вы работаете в команде: всем будет интересно, что получилось, кто особенно отличился в работе, а кто заставил остальных попотеть. В случае особенного невезения, если вы забыли включить микрофон, или камеру, или забыли нажать на кнопку «Rec», об этом лучше узнать как можно раньше.
Но даже если все прошло хорошо — отсмотрите результат вашей работы, лучше несколько раз.

Вы увидите, насколько хорошо удалось достичь общей цели, проанализируете ошибки. Кроме того, вы сможете отметить для себя, какие дубли удались лучше других, чтобы использовать их в сборке готового ролика. Где-то, возможно, нужно будет перекрыть видео сторонней иллюстрацией или подснятым материалом. Запишите всю эту информацию просым и понятным способом. Если монтировать видео будет кто-то еще, эти записи сэкономят время ему, а если вы сами сядете за монтаж — вы сэкономите время самим себе.

Вообще, сложно переоценить в любой сложной деятельности, полной меняющихся обстоятельств и множества незначительных на первый взгляд деталей, привычку к краткой документации процесса. Порой какие-нибудь пол-блокнотных листа могут сэкономить целые сутки времени и массу нервов.

2.5 Практика-практика-практика: памятка для скептиков и для самого себя

Мой менторский тон может ввести вас в заблуждение, однако истина заключается в следующем: все, что я написал и напишу в этом цикле статей, сродни пресловутому пиратскому кодексу.

Это не столько жесткое руководство к действию, сколько мысли о тех чисто практических мелочах, которые следует учесть при работе над своим видеопродуктом. Думайте, экспериментируйте, импровизируйте, дерзайте. Возьмите то, что кажется вам верным, и отбросьте прочее: вы всегда сможете к этому вернуться, если понадобится.

Продолжение здесь.

Комментариев нет: